Благодаря массовой коммуникации одна новость может быстро распространиться в сети Интернет и СМИ. Причем источником информации является только одно новостное агентство, а остальные просто копируют и распространяют дальше, репродуцируют новость. На новостных сайтах можно увидеть ссылки на другие информационные статьи с этой же информацией. Это принцип реверберации или эха, только в области массовой коммуникации.
Смысл реверберации
Этот термин встречается в физике и связан с разделом акустики. Это эффект отдачи и отражения звуковой волны от любых препятствий, и ее возврат к источнику. Такое встречается в любой естественной акустической среде – на стадионе, в большом зале, комнате и даже студии. Слушатель воспринимает ушами не только источник звука, но и его отражения от поверхностей.
В физике известны два вида реверберации: естественная и искусственная, когда с помощью техники создается усиление и модуляция дополнительных звуковых волн. Звук, отображаемый стенами, постепенно утихает после того, как источник звука перестает звучать. Люди слышат только эхо или отражение звука различной амплитуды.
Искусственный отражатель
Ревербератор — это специальное устройство, которое увеличивает силу отдачи звуковых волн от стен или искусственно создает такой эффект в местах, где отсутствует естественная акустика. В 70-х годах был популярен ленточный ревербератор. По конструкции он чем-то напоминал магнитофон тех времен, с катушками.
Когда начинал воспроизводиться звук, ревербератор это считывал записывающими головками и переводил на ленту. Затем воспроизводящие головки считывали эти звуки с ленты. Количество головок обозначало, сколько раз будет повторен воспроизводимый звук. Некоторые модели имели до десяти таких головок и даже больше. Тембр акустики каждого сигнала с каждой головкой становился тише, что создавало эффект затухающего эха.
Качественный эффект реверберации достигался быстротой движения ленты (около 38 сантиметров в секунду) и минимальным расстоянием между головками воспроизведения.
Ревербератор — это не копир звука, это аппарат, который способен воссоздать гамму угасающего звука. Хотя, даже по тем временам ленточные аппараты работали в двух режимах: создавали эхо и отчетливо повторяли звуки.
Характеристики ревербераторов
Вот основные характеристики ревербератора и стандарты, которым он должен отвечать:
Какие бывают системы
Ревербераторы имеют несколько систем действия:
- Ленточные. Воспроизводимый звук записывается на ленту.
- Пружинные. Они небольшие по размерам, работают по принципу задержки звука и механических колебаний пружины.
- Цифровой ревербератор. Основной звук подается на модулятор трансивера, который задерживает сигнал и создает эффект эха. Цифровая обработка сигнала придает ему специфическую окраску.
Стоит уделить внимание пружинной системе, так как подобный аппарат стоит дешевле, по конструкции не сложен, и можно сделать такой ревербератор своими руками.
Принцип работы пружинного аппарата
Сигнал, входящий в аппарат, усиливается специальным устройством, преобразуется и колеблет подвижный элемент. На этом подвижном элементе прикреплена пружина, которая в зависимости от длины и витков определяет, через какое время поступивший сигнал достигнет приемника, и насколько длинным будет звучание.
Какие стандарты нужно соблюсти
Рассмотрим, какие параметры нужно учесть при изготовлении ревербератора в домашних условиях.
Итак, частота повторения пиков в диапазоне полосы в 100 Гц должна быть не меньше 15 и не больше 20. Средний интервал между сигналами – 0,025 секунды. Рабочий частотный диапазон от 150 до 3000 Гц. Время вибрирования звука на нижних частотах — не более 4 секунд, на верхних – не более 2 секунд.
Увеличение времени эха на нижних частотах искажает четкость звука. В пружинном ревербераторе время на высоких частотах достаточно мало, не более 2 секунд, но чем ниже частота, тем большим становится время, достигая 8 секунд. Поэтому в наш ревербератор нужно установить демпфер, который будет уменьшать время сигналов на нижних частотах.
Как рассчитать длину и витки пружины
Пружина – механический фильтр, который пропускает через себя звуки низкой частоты. Можно использовать стальную проволоку или рояльную струну диаметром 0,2-0,4 миллиметра. Навивка производится на токарном станке, чтоб витки были одинакового диаметра. Частота линии задержки составляет 3-4 кГц, а диаметр рассчитывается по формуле: средний диаметр проволоки = требуемая частота среза равна диаметру навивки. Количество витков зависит от времени задержки звука.
Преобразователь и проверка расчетов
Вместо преобразователя можно использовать намагниченный ротор или катушку с магнитной сердцевиной. К стенке ревербератора катушка крепится кусочком проволоки. Находясь между двумя магнитами, преобразователь под воздействием звуковой волны колеблет катушку и пружину. Нужно чтобы проволока проходила сквозь преобразователь. Один ее конец внутри преобразователя цепляет основную проволоку, методом крючка, а другой конец, длиной 30 миллиметров, является держателем. Если используется проволока большего диаметра, тогда поперечное сечение витков должно пропорционально соответствовать диаметру самой проволоки, измеряемой в кубических миллиметрах. Приемник на другом конце осуществляет обратные действия.
Точно все рассчитать и изготовить в домашних условиях сможет не каждый, потому что проверка времени задержки выполняется специальной аппаратурой. Она есть не у каждого. Но немного логики, смекалки и сообразительности, и ревербератор — это уже не просто мечта.
В кустарных условиях настраиваем аппарат так: включая звуковой генератор, вольтметром измеряем данные на выходе. Медленно изменяем частоту генератора до тех пор, пока не определим интервал пиков и провалов частот.
Современные ревербераторы
Давайте кратко обсудим лучшие ревербераторы, которые сегодня в рейтинге считаются самыми лучшими.
На первом месте Bricasti Desing M7 – прекрасное цифровое устройство высшего качества. Бывшие инженеры компании Lexicon объединились, чтобы создать лучшее в области алгоритмической реверберации звуков. Даже несмотря на свою дороговизну, по мнению специалистов студийной звукозаписи, он намного дешевле, чем аналогичные ревербераторы высшего класса. Цифровой формат – 24 бит/192 кГц, на двух-ядерной платформе DSP. Полностью соответствует студийным запросам.
Второе место занимает Fender ’63 Reverb. Точная копия легендарного ревербератора 1963 года. Разработчики Fender постарались полностью воссоздать аппарат по его параметрам. Электронные детали из фенола заменены на печатные платы, лампы типа 6К6 заменили на 6V6. Первоклассные инженеры вложили в его создание весь свой многолетний опыт, поэтому прибор пользуется спросом многих мировых музыкантов. Ревербераторы также используют для усиления звучания музыкальных инструментов, оснащенных акустическим выходом, например, электронных гитар.