«Дети не помогают! Их невозможно что-либо заставить делать! А может быть, и не надо заставлять?» — подобными проблемами и вопросами постоянно делятся мамы в соцсетях. Педагог и психолог Жанна Флинт считает, что понятие «трудовое воспитание» сегодня незаслуженно забыто, и очень зря. Жанна рассказала, как растить детей помощниками.
Дети не помогают! — советы родителям
«Дети не помогают! Их невозможно что-либо заставить делать! А может быть, и не надо заставлять?» — подобными проблемами и вопросами постоянно делятся мамы в соцсетях. Педагог и психолог Жанна Флинт считает, что понятие «трудовое воспитание» сегодня незаслуженно забыто, и очень зря. Жанна рассказала, как растить детей помощниками.
Тему подбросила сама жизнь. Когда я вышла замуж и появились дети, я не задумывалась о том, что надо специально учить их трудиться. Нам помогала няня, дома был порядок. Но когда дети стали подрастать, я стала замечать, что прошу дочек: «Заправьте постель», а они отвечают: «Придет няня и заправит». Или прошу убрать чашки со стола, а они в ответ: «Почему это должны делать мы?»
А потом случилось одно событие: в знакомой семье неожиданно и нелепо погибла молодая мама, оставив мужа с пятью детьми до 8 лет. Эта смерть меня так потрясла, что я впервые серьезно задумалась: а что будет с нашими детьми, если мы неожиданно умрем? Как они будут жить, ведь они ни к чему не приучены?
Именно тогда я сознательно отказалась от няни.
Я не против няни принципиально, в первые годы без помощи мы бы действительно не справились. Но когда я решила приучать детей к самостоятельности, нам пришлось расстаться. Сейчас в нашей семье восемь детей, и мы справляемся без няни. Русская пословица «дочери 12 лет – маме дел нет» у нас исполнилась буквально. Мои старшие дочери (им 14 и 12 лет) умеют готовить, стирать, убирать ничуть не хуже, чем я.
Они не только страдают без помощи детей, но и не знают, как детей к ней привлечь. Поскольку у меня уже был личный положительный опыт, я посчитала, что могу поделиться своим видением проблемы, теми наработками, которые помогли нашей семье, и придумала свой семейный проект.
Я глубоко убеждена, что прежде чем говорить о лайфхаках, надо разобраться с теми ложными установками, которые мешают нам растить детей помощниками. Ведь все мы читали о разных приемах, системах поощрения, но далеко не у всех они работают.
Даже двухгодовалый малыш может свой памперс до мусорного ведра донести.
Последнюю беременность я семь месяцев пролежала, у меня ничего не болело, но не было сил, астения, возраст уже, 43 года. И все эти семь месяцев мы спокойно прожили, у нас нигде никаких сбоев не было. Потому что всю мою нагрузку мы разделили между девочками. При этом у нас нет какого-то надрыва, все происходит спокойно.
Как-то я посчитала, сколько мои дети работают. Оказалось, что они работают очень мало, потому что участников труда много. Представьте, что пирог под названием «бытовой день семьи» делится на 8 частей, и получается, что никто не успевает устать, — вот в чем смысл. А сложив все, что делают дети в день, я насчитала, что одна потратила бы на это пять часов.
Одна из дочек очень хорошо умеет ухаживать за младенцами. Иногда она может поворчать: «Я вынянчила всех младших». Я отвечаю, дескать, у тебя это хорошо получается, но ведь и остальные в семье тоже трудятся. Кто-то варил обеды, кто-то мыл пол, пока ты нянчила.
Ты в свои двенадцать умеешь и знаешь про уход за детьми больше, чем я знала в тридцать.
Многие мамы сомневаются, нужно ли настаивать, если дети отказываются помогать, и говорят, что им страшно давить на детей, они видят здесь психологическое насилие по отношению к ребенку. Но когда у мамы такое понимание проблемы, воспитать трудолюбие практически невозможно.
Еще в 19 веке Достоевский писал в «Дневнике писателя», что есть дети, которых защищают от всех психологических и физических проблем, от любого вида труда.
Условия, в которых нужно трудиться, преодолевать, создают пространство для роста.
Но я знаю всего два случая, когда у дочерей вдруг сама по себе в 16-17 лет проснулась сознательность.
Человеческий детеныш больше всех других нуждается в продолжительном обучении. Он ничего не умеет делать сам. . У любого процесса есть технология. Как чистить зубы, как надевать колготки, этому всему нужно учить.
Есть английская пословица: детей не надо воспитывать, все равно они будут похожи на нас. Когда я стала думать, что меня в ней смущает, то поняла, что копировать они нас будут в негативных проявлениях, а все хорошее редко передается само собой. Иначе как объяснить факт, что у миллионов трудолюбивых, самостоятельных, самодостаточных родителей — ленивые и ничего не умеющие дети?
Оказывается, что. «Да я лучше сделаю сама!» — говорит мама.
Просто, быстро и удобно. Получается замкнутый круг: не захотел терпеливо учить ребенка — потом все делаешь сам. А когда ты воспитываешь в ребенке трудолюбие, ты получаешь самостоятельного ребенка, и тогда этот терпеливый труд становится очень значимым.
Когда я настроена на ребенка, готова подарить ему свое время, внимание, то меня не смущает ни его неловкость, ни его медлительность. Но когда я не настроена, тороплюсь, устала, — в эти моменты раздражает в ребенке все. Если вы будете раздражены, то вы еще сильнее оттолкнете детей от любых видов труда.
Каждый день мы готовим еду, моем посуду, убираем вещи.
Надо объяснить детям, зачем каждый день делать одни и те же обязательные действия.если выпадает любой винтик, деталька, то вся система приходит в негодность. Не помоем вовремя посуду — очень скоро будет гора. Не сварим вовремя обед — все останутся голодными.
Рутина дает возможность не тратить лишнюю энергию на авралы.
. Не стонать «ах, посуда», а за 15 минут — раз-раз! — и все помыть. Помните наших бабушек? Большую часть домашней работы они делали на ходу, как бы между прочим. Они не воспринимали любой вид труда как наказание, и у них было чисто, спокойно.
И мытье посуды, и стирка, и приготовление обеда. Даже если ребенку 12 лет, в первую очередь надо показать технологию. А если сказать «иди мой посуду», — конечно, он качественно не помоет.
Да, конечно. Но наших мам нельзя за это осуждать, только пожалеть. Они выросли в советское время, традиции были утеряны. Кроме той ошибки, которую вы назвали, как ни странно, очень распространена противоположная крайность. Мамы говорили дочкам: «Наработаешься еще. Твое главное дело — учиться, а помогать будешь потом».
. Совсем маленькие дети могут что-то делать только в игровой форме, и требовать от них выполнения серьезных задач нельзя.
Мама видит результат труда, ребенок все сделал хорошо, но при этом она его не поощряет.
Надо фиксировать внимание на результатах: «Посмотри, как у тебя стало уютно! Ты сделала быстрее сегодня!». Всегда подчеркивайте позитив..
Жанна Флинт
Беседовала Вероника Бузынкина
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!