Домой Научные открытия 10 мифов о поступлении в ВУЗы

10 мифов о поступлении в ВУЗы

По моим наблюдениям, некоторые из этих мифов опираются на когда-то актуальную, но давно уже устаревшую информацию. А другие никогда не имели под собой реальной основы — однако передаются, как вирус, от человека к человеку и даже распространяются с помощью СМИ. Видимо, они так живучи потому, что их истинность сложно проверить.

Итак, миф первый.

«Самые популярные профессии — экономист и юрист. Самые престижные специальности — маркетинг и пиар-технологии».

Первое и краткое знакомство с рейтингами профессий будущего, представленными в Интернете, показывает, что через несколько лет лидирующие позиции в них займут инженеры, химики, биологи и экологи.

Помните анекдоты, которые в советское время рассказывали о бедных инженерах? «Как узнать инженера по паспорту? — Очень просто: он на всех трех фотографиях в одном костюме». Помните, как в девяностые годы младшие и старшие научные сотрудники ездили «челноками» за товаром в Турцию? Но это — прошлое. Уже сейчас в стране не хватает хороших инженеров. А вот выпускники юридических и экономических специальностей попали в «группу риска»: их много. Через пять-шесть лет (когда нынешние абитуриенты получат дипломы) этот дисбаланс станет еще более заметным.

О том, что в ближайшее время на рынке труда предложение по таким профессиям, как менеджер и юрист, может превысить спрос, заявил недавно ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий.

«В настоящее время особой популярностью пользуются факультеты управления, менеджмента, права. На них, как правило, большие конкурсы. Я убежден, что в ближайшие годы рынок труда будет перенасыщен специалистами такого плана. В настоящее время больше при распределении ценятся выпускники факультетов естественных наук», — сказал Садовничий.

Ректор МГУ также отметил, что в ближайшее время Россия «столкнется с нехваткой специалистов в области высоких технологий».

 

Привожу просто как информацию к размышлению: на первых позициях в рейтингах я пока что не встретила специалиста по пиару.

 

Миф второй.

«Самое главное — посещать подготовительные курсы при вузах», чтобы гарантированно поступить в учебное заведение и получить высшее образование.

В этом меня постоянно, с сентября по декабрь, пытаются убедить и абитуриенты, и родители. Записались на курсы — порядок! Теперь точно поступим. Приходит зима, а с ней первые пробные экзамены в школе — и вот уверенность в том, что все сделано правильно, куда-то испаряется. Курсы «съедают» два-три вечера в неделю, времени у школьника не остается ни на спорт, ни на хобби — а тройка по математике как была, так и осталась.

Не потому ли начало февраля — один из ежегодных максимумов спроса на репетиторские услуги? Начинаешь выяснять, что же происходит на курсах — оказывается, во многих случаях там читают лекции для двадцати, а то и ста человек. Преподаватель у доски разбирает задачи, один-два счастливца все понимают, а остальные просто записывают. Или общаются. Или тусуются. Непонимание накапливается, школьник осознает это, но продолжает «посещать курсы». И когда я спрашиваю: «Зачем?» — отвечает: «Я пока что хожу и все записываю, а когда-нибудь, в свободное время — разберусь». А родители озвучивают другую версию: «К тем, кто посещал курсы, будут лучше относиться на вступительных экзаменах. А еще там можно познакомиться с преподавателями из вуза, и они обязательно помогут».

Вот только светлое «когда-нибудь» так и не наступает. Наоборот — чем ближе к выпускным экзаменам, тем меньше свободного времени. И преподаватели почему-то не предлагают всем подряд помощь на экзаменах. Они, поверьте, — тоже люди. Их уже достали те, кто просто «посещает» занятия или надеется каким-то образом купить поступление.

А за неделю до экзаменов к абитуриенту и родителям приходит озарение: главное, оказывается, было — не «посещать», а знать и уметь.

 

Миф третий

«Репетитора надо искать через знакомых».

Двадцать лет назад это было правдой. Тогда мы, репетиторы, себя не афишировали. Многое изменилось. Переименовали улицы и города, снесли памятники и построили новые, появился Интернет, а миф о поиске репетитора через знакомых все живет, копируясь из одной статьи в другую, как осколок прошлого.

«Вы можете воспользоваться рекомендацией знакомых или попытаться найти репетитора по объявлениям в СМИ. В худшем случае можно искать репетитора по объявлениям на столбах возле ВУЗов… В конце концов, можно узнать у студентов, они также могут посоветовать репетитора».

Ну, что тут скажешь… Я бы порекомендовала, прежде чем исследовать столбы, все-таки выйти в Интернет и набрать в строке поиска, например: «Репетитор по математике».

 

Миф четвертый.

«Натаскайте нас к экзамену…»

Многие родители представляют работу репетитора именно как «натаскивание», причем касается это и точных наук, и гуманитарных, и даже иностранных языков. Дескать, репетитор в течение занятия обязан впихнуть в ученика максимальное количество типовых задач, или фактов, или каких-либо секретных приемов спасения на экзаменах, а ученик пассивно, не жуя, с той же скоростью поглощает информацию. Часто мне так и говорят: «Нам не нужно знать математику. Просто натаскайте к экзамену. Ну что вам стоит, мы все равно решили деньги потратить».

Но так не бывает. Работа репетитора-профессионала ничего общего с этим варварским методом не имеет. Ведь цель репетитора — сделать так, чтобы ученик знал и умел. Чтобы научился самостоятельно думать, чтобы сам, без подсказок, решал все более сложные задачи. И для этого придется не просто «тратить деньги», а по-настоящему работать.

Видимо, в надежде на магическое «натаскивание» многие обращаются к нам, когда уже и петушок клюнул, и рак свистнул, и до экзамена две недели осталось. Типичная ситуация — ученик перестал воспринимать математику в пятом классе, а в одиннадцатом родители нашли репетитора. Школьник к этому моменту успел всей душой возненавидеть математику, а также составить мнение о себе как о неспособном двоечнике. Теперь репетитору предстоит пройти с ним программу пятого, шестого и последующих классов, а главное — реанимировать его почти скончавшуюся самооценку.

 

Миф пятый.

«Способности либо есть, либо их нет от природы».

Знаете, что является главным препятствием в обучении? Что не дает человеку учиться, осваивать новое, развиваться и расти? Нет, не отсутствие денег — их всегда можно заработать, была бы цель. И не какие-то жизненные обстоятельства — у других «обстоятельства» могут быть еще хуже. Главное препятствие в обучении — это неверие в свои силы. Это слова: «Я никогда этому не научусь, я тупой, у меня нет способностей», — и тому подобные.

Репетиторы знают: если ученик говорит, что у него «нет способностей», что ему уже все неинтересно — работать с ним будет крайне сложно. Придется использовать весь диапазон репетиторских приемов, чтобы убедить ученика, что он хороший, умный и сообразительный.

Потому что способности даны всем. Они как семена, из которых может вырасти сад.

А может и не вырасти. Говорите, почаще говорите своему ребенку, что он балбес, бестолковый, неспортивный, полностью лишен математического мышления, что ему медведь на ухо наступил, и вообще он весь не такой и неправильный — и соответствующие способности загнутся, как семена, попавшие в ядовитую жидкость. К счастью, это произойдет не сразу — все-таки у детей и подростков колоссальный запас прочности. Им очень — на самом деле! — очень хочется, чтобы у них все получалось. Чтобы хотя бы раз получилось!

И вот эти моменты успеха — чтобы получилось в первый раз, во второй, в третий, — и создает на занятиях опытный реаниматор… извините, репетитор.

 

Миф шестой.

«Экзамены — это лотерея».

Почему лотерея? Где логика, где разум? Вы когда-нибудь видели (не по телевизору, конечно) — человека, по-крупному выигравшего в лотерею? Но все равно люди радостно покупают лотерейные билеты, и ввязываются в финансовые авантюры, и натирают до блеска бронзовый собачий нос на станции «Площадь Революции» — в надежде, что повезет.

Но случайного везения не бывает. Любое «везение», со стороны выглядящее чудом — результат долгой и тщательной подготовки.

Вот что я заметила, анализируя результаты своих учеников, сдавших ЕГЭ в этом году. Те ребята, которые начинали с невысокого уровня, но занимались в полную силу, делали домашние задания, а на уроках старались получить от меня максимум, — сказали, что задачи на ЕГЭ были простые и знакомые. Их результат был предсказуем заранее, с точностью до одного-двух баллов.

И наоборот — некоторые мои ученики уже пришли с неплохим уровнем подготовки, но старались побыстрее отделаться от учебы, игнорировали домашние задания, пропускали занятия. Сдав хуже, чем могли бы, они объясняли это тем, что на ЕГЭ дали абсолютно незнакомые и непонятные задачи, и что вообще им не повезло, ведь все знают, что экзамен — это лотерея.

Вот только счастливые билеты в этой «лотерее» попадаются тем, кто к экзамену серьезно готовился.

 

Миф седьмой и самый вредный.

«Главное — поступить хоть как-нибудь, а там разберемся».

Большинство абитуриентов и родителей формулируют свою цель именно так: ПОСТУПИТЬ любым способом. Обратим внимание: не получить необходимые знания, не выбрать профессию, приносящую радость и деньги, а просто «поступить». Как-нибудь подготовимся, с кем-нибудь договоримся, кому-нибудь заплатим, разведаем секретные ходы и завладеем сокровищем — студбилетом «какого-нибудь» вуза…

Это — подмена цели. Чаще всего взрослые и не спрашивают старшеклассника, хочет ли он сам такого «поступления». Или спрашивают, чтобы проигнорировать. «Я вообще-то хочу дизайном сайтов заниматься, люблю рисовать, а математику терпеть не могу, но мама говорит, что мне надо быть экономистом». Это ничего, что на курсе одни девочки и выйти замуж будет большой проблемой. Ничего, что специальность экономиста уже переместилась из самых востребованных — в «группу риска». Главное — «поступить хоть как-нибудь». А в результате старшеклассник чувствует, что ему подсунули фальшивую цель. И какой тогда интерес к учебе? Нет цели — нет и мотивации. Зачем готовиться — «чтобы поступить». А, зачем учиться в вузе? — «Чтобы получить диплом».

Но ни студбилет, ни диплом сами по себе не приносят денег и счастья — и никаких гарантий не дают. Я давно заметила — если старшеклассник понимает, как важно быть действительно образованным человеком, если знает, зачем он это образование получает, кем станет и что будет делать после окончания вуза, причем перспектива ему нравится — с таким учеником репетитору заниматься легко и приятно. А проблем с поступлением в этом случае просто не возникает.

 

Миф восьмой.

«На первой лекции в вузе вам скажут: Забудьте все, чему вас учили в школе».

Заметим, что ругать систему образования уже давно считается хорошим тоном. В школе, мол, ничему не учат, в институте — тоже, все бессмысленно, и вообще Билл Гейтс был отстающим по основным школьным предметам, а высшее образование получил совсем недавно. Но если вы считаете, что школа бесполезна — что же вы в нее ходите, ворча и ругаясь? А если в вашем городе есть хоть одна приличная школа — почему вы еще не в ней? Не потому ли, что намного проще верить в сказочки про безумного лектора или мечтать когда-нибудь стать вторым Билли Гейтсом, чем приложить усилия, найти нужную информацию и научиться брать лучшее из того, что современная система образования может вам дать?

Настоящий репетитор-профессионал никогда не станет осуждать своего собрата — школьного учителя. И хорошему вузовскому преподавателю незачем заниматься таким дешевым самоутверждением.

Я работаю не только со школьниками, но и с первокурсниками. У большинства из них проблемы возникают именно из-за того, что в школе определенные темы прошли мимо них. А многим студентам и забывать-то особенно нечего. Это те, для кого — помните? — главным было «как-нибудь поступить».

 

Миф девятый.

«Западное образование намного лучше российского».

Ну конечно же, импортное — значит отличное! Каждый советский человек это знал! Выйти замуж за иностранца — круто. Уехать жить за границу — очень круто. Это непреложные истины, в них и сомневаться как-то крамольно. Это же российская национальная особенность — горячо любить все западное!

Мне тоже казалось, что западная система образования во всем превосходит отечественную — пока я не познакомилась с ней поближе. Произошло это, когда одним из направлений моей работы стала математика на английском — для тех, кто учится или собирается учиться за границей.

Сразу скажу, что очень многое в западной программе по математике мне импонирует. Мне нравятся оксфордские учебники, нравится то, что программы GCSE и SAT все-таки больше, чем наша школьная программа, ориентированы на реальные жизненные задачи. Но проблем у западной школы не меньше, чем у нас, и они очень похожи на наши: та же зубрежка вместо понимания, та же гонка за оценками и «успеваемостью». И еще — стремление «всё упростить», чтобы ученик не перенапрягался. Многие учебники для старшеклассников больше похожи на комиксы. Да еще непременное использование калькулятора с младших классов, приводящее к тому, что выпускник австрийской или швейцарской British School без калькулятора не может умножить два на пять. Правда, у западного образования есть несомненные плюсы. Это возможность в совершенстве выучить язык, пожить в другой культурной среде, сравнить, увидеть мир и, возможно, понять, что не страной проживания определяются успех и счастье.

 

Миф десятый.

«Хорошее образование стоит так дорого, что нам это не по карману».

«Так дорого» — это сколько? Пятьдесят тысяч евро, чтобы купить результаты ЕГЭ? Миллион евро, чтобы скупить всю приемную комиссию? Или все-таки речь идет о разумных целях и точных суммах?

Репетитор-профессионал всегда спрашивает родителей об их целях и о том, какой режим занятий для них оптимален. Если ученик собирается поступать на бюджетное отделение вуза, ему придется работать больше и относиться к занятиям более ответственно. Даже если у родителей ученика возникают материальные проблемы, опытный репетитор перестраивает план занятий так, чтобы уменьшить количество учебных часов за счет увеличения домашних заданий и времени на самостоятельную работу. Но в этом случае оправдания типа «забыл о домашнем задании», «времени не было» или «собака съела тетрадь» репетитором уже не принимаются.

Считая себя репетитором высокого класса, я в то же время хочу, чтобы мои услуги были доступны рядовому учащемуся. Одна из возможностей — занятия в мини-группах.

Не всякий репетитор берется за такую работу — поскольку она сложнее, чем общение с учеником один на один. По данным опроса, который я проводила среди преподавателей компании «Ваш репетитор», около тридцати процентов репетиторов по общеобразовательным предметам считают, что их стиль предполагает только индивидуальную работу. Около шестидесяти процентов — предпочитают работу с группой из двух-трех учеников одного уровня. Для себя я считаю наиболее эффективными занятия с группой из четырех-шести человек. Объясняется это просто: занятие с репетитором — это не лекция, не «натаскивание», а более сложное и тонкое взаимодействие. Ученику необходимо время на понимание — и это время несжимаемо, как вода. Пока ученик думает над задачей, я могу переключиться на другого. Конечно, основные темы и методы решения задач я рассказываю всей группе. И для ученика очень важно чувствовать, что он все понимает. К тому же в небольшой группе учащийся более дисциплинирован. По результатам ЕГЭ этого года, те, кто занимались у меня в группах, достигали таких же, иногда даже более высоких результатов, чем те, с кем я работала индивидуально.